Тезисы о тривселенной
Роман Павла Амнуэля «Тривселенная» принадлежит жанру, который очень изменился за последнее десятилетие. Действительно существует ли сейчас та научная фантастика, к которой привыкли читатели романов Уэллса, Жюль Верна, Хайнлайна, Саймака и т. д. Список можно продолжать довольно долго.
Сейчас можно прочитать и в литературных изданиях, и в Интернете рассуждения о том, что этот жанр, и это направление в литературе, себя исчерпали, дескать, нет достойных идей, нет оригинальных концепций, да и авторское воображение писателей фантастов уже не способно удивить читателя, увлечь в удивительный мир познания непознанного. Так ли это на самом деле?
Для того, чтобы что-то доказать, нужно найти огромное количество неопровержимых аргументов. Но для того, чтобы опровергнуть какое-то утверждение, достаточно привести один факт, который этому утверждению противоречит.
«Тривселенная» полностью опровергает суждение о том, что научная фантастика мертва, так как исчерпала свои идеи. С тем же успехом можно было бы сказать, что умерла наука.
Наука изменилась, а вместе с ней и научная фантастика, - вот что можно утверждать сейчас наверняка.
Да и читатель стал другим. Он больше знает, больше понимает, его интересуют не только чудеса техники, как итог научных исследований гениальных ученых, не только космические путешествия и перемещения во времени. Современного образованного читателя, освобожденного от влияния научных и религиозных догм, интересуют вопросы философские и мировоззренческие, новые подходы к самому процессу познания мира и себя в нем. Не случайно в конце двадцатого века и в начале двадцать первого человек отошел от позиции воинствующего атеизма и вульгарного материализма и стал увлеченно заниматься исследованиями различных, в том числе, религиозных философий.
В основе сюжета романа центральное место занимает расследование и исследование. Главный герой – частный детектив живущий в Москве второй половины двадцать первого века. Он расследует убийство, совершенное при очень странных обстоятельствах. Постепенно это расследование перерастает в исследование психологии героя, его взаимоотношений с людьми, его отношения к миру, в котором он живет. Буквально в каждой главе этого удивительного произведения генерируется новая идея и даже не одна. Герой неуютно чувствует себя в мире, где материальное доминирует над духовным и в конечном счете определяет идеологию человеческого существования. Да и этот мир не слишком приветлив с человеком, который не может довольствоваться только производными идеями материального, а пытается найти путь к духовной сущности.
Но так же сложно приходится ему и в совершенно другом мире, где уже материальное является производным от духовного, где любой предмет является лишь воплощением чьей-то идеи… но герой проходит путь исследователя до конца, пытаясь вникнуть в основной закон мироздания.
Даже к вопросам, которые традиционно являются предметом религиозной философии автор подходит с позиции ученого, исследующего проблему, как чисто научную, интеллектуальную задачу, предлагая свою гипотезу, как результат серьезных размышлений над ней.
Приведу лишь пару примеров:
Считается, что монотэизм - это идея полностью противоречащая многобожию, которое почему-то ошибочно часто путают с язычеством, имеющим свою философию и свое мировоззрение. Но в третьей части романа дается такая картина мира, при которой и первое и второе являются частью единного философского взгляда. Да, Бога в религиозном понимании там нет, но ведь религия - это система основанная на вере в гипотезу, точного представления о которой, у верующего человека нет и не может быть. Предмет религии - это то, что пока не стало предметом знания, а в мире идей все строится на знании истины и путей познания истины. И Бог здесь - это цель, к которой стремится духовная сущность человека.
Своим романом автор поставил точку в споре между философией единобожия и философией многообразия божественных сущностей.
Построенная Павлом Амнуэлем структура мира идей делает данное противопоставление бессмысленным, так же как бессмысленно на сегодняшний момент спорить о том, является ли свет потоком квантов, или электромагнитным излучением.
Во второй части романа пытливый читатель обязательно заметит, что построенная воображением автора идейно-материальная составляющая тривселенной очень похожа на перевернутое, зеркальное отражение сути языческого представления о мире.
Я не настаиваю на том, что мое понимание этого произведения является единственно правильным, скорее всего у другого читателя будут свои мысли и свое понимание прочитанного, но главное, что роман заставляет мыслить и приглашает нас читателей к интеллектуальному сотворчеству, процессу весьма увлекательному, для каждого, кто способен получать удовольствие от мыслительной деятельности. А таких читателей с каждым днем становится все больше.