Центр мироздания

    Евгений Добрушин - яркий представитель поджанра фантастики, который он назвал "Пародоксальной фантастикой" Вот как он обосновал свое определение:

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА

    По определению братьев Стругацких, фантастика - это литература, в которой присутствует элемент чуда. В принципе, любая сказка, любая легенда или вымышленная история, тоже является фантастикой.
    Условно, это направление в литературе можно разделить на несколько групп:
    1. Фэнтези - сказки и легенды в стиле нордических баллад и историй (маги, волшебники, драконы, мечи, рыцари, «философские камни» и так далее). Сейчас в русскоязычной литературе это самое распространенное направление фантастики. Типичные представители мира фэнтези: Асприн, Хайнлайн («Властелин Колец»), Перунов, Катнер, Желязны, Лукьяненко.
    2. Научная фантастика: Азимов, Лем, Шекли, Беляев, Уэллс, Жюль Верн, Альтов.
    3. Социально-философская фантастика: Стругацкие, Саймак, Шефнер, Бредбери.
    4. Приключенческая фантастика: Гаррисон («Стальная Крыса»), Жюль Верн.
    5. Мистика, ужасы: Стивен Кинг, Эдгар По.
    Еще одно направление фантастики, в котором работает и ваш покорный слуга, нельзя отнести ни к одному из вышеперечисленных, хотя оно несет на себе следы многих из них.
    Это парадоксальная фантастика.
    Короткий рассказ, в котором в легкой, ненавязчивой форме излагается какая-нибудь нетривиальная идея, а финал рассказа, как правило, опровергает ее, либо доводит до логического абсурда. Впрочем, иногда идея работает, и тогда читателю открываются новые горизонты, и он сам может пофантазировать и додумать то, чего не договорил автор.
    В принципе, такие рассказы были и у Шекли, и у Бредбери, и у братьев Стругацких.
    Кто-то в Голливуде однажды высказал мысль, что количество идей в литературе ограниченно, и все сюжеты повторяются.
    Я категорически не согласен с этим утверждением. Наш мир так сложен и многообразен, что его нельзя описать простой формулой, доступной для голливудских умников. Парадоксы нас окружают подобно молекулам воздуха, которых не видно, но, между тем, их миллиарды и без них не может жить человек. Наш мир - многогранный бриллиант, и стоит его повернуть другой стороной, как он начинает сверкать по-другому. Вот мы направили луч нашей мысли на новую грань, и вся картина изменилась, мир засиял другими красками!
    Вообще, в парадоксальной фантастике самое главное не форма, а содержание, идея рассказа. Она заставляет задуматься, посмотреть на мир и себя иначе. Тут нет претензий на «большую» литературу. Иногда такой рассказ можно воспринять просто как шутку, хотя, как говорится, «в каждой шутке есть доля правды».
    Тем не менее, сочинять парадоксы весьма не просто.
    Впрочем, любой качественный продукт требует вложения труда и сил. Оценить же его качество - задача читателя. И если после прочтения такого произведения у него в душе остается свет, значит мы, писатели, поработали не зря.