Черная дыра
Литературный журнал


    ГЛАВНАЯ

    АРХИВ

    АВТОРЫ

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    РЕДАКЦИЯ

    КАБИНЕТ

    СТРАТЕГИЯ

    ПРАВИЛА

    УГОЛЕК

    КОНКУРСЫ

    FAQ

    ЖЖ

    РАССЫЛКА

    ПРИЯТЕЛИ

    КОНТАКТЫ

Марк  Азов

Что наша жизнь...

    Марк Азов
     ЧТО НАША ЖИЗНЬ…
    
    
     «Что наша жизнь?!» - иной раз промелькнет в потоке слов этот вопрос- не вопрос, ответ – не ответ. Хочешь прослыть мыслителем, стань в позу, скорчи рожу, разведи руками и воскликни:
     - Что наша жизнь?!
     И каждый подумает, что ты уже о жизни знаешь все. И ничего хорошего.
     И я бы так думал, если бы не та чертова церковь, вернее, кирха немецкая
     в городке, засыпанном обломками красной черепицы, где стены еще гудели, отзвуками артналета…Кирха, с виду, игрушечная прямоугольная башенка с двускатной крышей, внутри оказалась огромной, уходящей высоко в пустоту. И, что особенно поразило мое воображение ,– орган из оглушительных белых труб во всю стену.
     А у подножья труб - скромное, вроде как пианино с двухэтажной клавиатурой. Садись и играй, если умеешь…А я не умел. Но почему не попробовать? Ну хотя бы «Чижик-пыжик» одним пальцем. Это я мог.
     Вы бы послушали «Чижик-пыжик» на органе! Гимн. Хорал. Божественная месса…
     Чи-ижик-пы-ыжик, где-е ты-ы был?
     На Фо-онтанке водку пил.
     Вы-пил рюмку, вы-пил две,
     Закружилось в го-ло-ве…
     Каждый звук возносился в поднебесье, как хор ангелов.
     Ста-али чи-ижика-а ловить,
     Чтобы в клетку по-са-дить
     Назовите, как хотите, но бедняжка-чижик, который пил водку на Фонтанке и угодил за решетку, отроду и не ночевал в такой роскоши звуков.
     Чууу, чууу не хочууу!- ревели органные трубы посреди поверженной Германии.-
     Я из клетки улечууу!
     И уже не чижик, трепеща крылышками, - а дивные райские птицы с каждой нотой вылетали из труб органа…
     Пока не ахнуло внизу, так что зашаталась колокольня, и на меня посыпались сверкающие осколки витражей.
    
     …А Он сидел посреди голой степи, покрытой прозрачной пленкой наледи…До самого горизонта коричневое обледенелое, без каких либо следов растительности, изрытое воронками поле сражения, и по нему разбросаны окровавленные бинты.
     Перед Ним, вроде как двухэтажное пианино, – клавиатура органа.
     И Он сидел посреди голой пустоты, как полагалось, во фраке, и, когда проносились на «бреющем» штурмовики, хвосты его фрака взлетали и падали.
     А Он сидел и выдергивал пальцами из клавиш наши жизни. Каждая – звук…
     У кого трепетно прекрасный , у кого пугающе жесткий, клацающий, как затвор, бархатный как вечер в Сочи или шелковый, как небо Ташкента, падающий капелью и взлетающий свирелью, круглый, как ртутный шарик, плоский , глубокий, высокий, низкий, – не важно, моно или стерео, но каждый звук – чья-то улетающая жизнь. Одни короче, другие дольше дрожали в воздухе, но все начинали шуршать на излете и обрывались навсегда…
     А я бежал к нему, стараясь не топать, чтобы не заглушить, и не дай Бог, не выронить по дороге последний звук моей жизни, звеневший на кончике струны.
     А Его пальцы стекали по клавишам, как воды ручья.
     И, добежав, я вдохнул в себя свежесть надежды.
     - Постой!- закричал я Ему.- Ты хоть понимаешь, что творишь? Ведь это все люди. Не костяшки белые и черные, по которым ты молотишь, прости меня!-
     Он поглядел меня ласково, подмигнул, как сообщнику, и обрушил аккорд.
     Вы слышали, как поют все шестнадцать катюш в полете? – такой это был аккорд.
     Но во мне кричал мой звук.
     - Ты можешь оторваться от этой своей музыки и послушать меня?! Другого раза не будет! Мне с детства толдычили, что кто-то где-то обязательно есть, от кого зависит жить мне или не жить. Ну вроде бы древнегреческие Парки, которые ткут себе чего-то и время от времени отрезают нить чей-то жизни…Тогда я не верил, что моя жизнь не в моих руках. А теперь вижу, что я дурак. Слушай все-таки. Неужели нельзя ткать свои ткани и долбать свою музыку так, чтобы не лишать человека жизни?..Ты меня слышишь?!..
     Но Он не слышал меня. Улыбался и кивал невпопад, на всякий случай.
     Неужели Он глухой, как Бетховен, слышит только свою музыку.
     Конечно, Он не слышал меня : Его музыка так гремела, что вся артиллерия, врытая в землю на краю поля, вздрагивала беззвучно, пушки лишь выдыхали огонь…
     Но Он что-то говорил. Даже его руки на мгновение зависли над клавиатурой, глаза смотрели на меня, рот открывался и закрывался. Он говорил, но я не слышал его, потому что мой звук, мой единственный звук, становился все тише, он звучал уже под сурдинку, и я прислушивался к себе, боясь потерять свой звук насовсем, вместе с жизнью. Шуточки. Хорошо Ему говорить.У Него вон их сколько звуков, а у меня один.
     Это был разговор глухих.
     И вдруг на мгновение я скорей увидел, чем услышал, как из-под клавиш под Его руками выскочила чья-то жизнь, уже не моя, и помчалась догонять другие не мои.
     - Прости меня, - сказал я.- Я понимаю, если бы ты не сидел здесь и не играл все могло бы не то, чтобы кончиться, вообще бы не началось. Ты дал, ты взял…Но все-таки…
     А Его пальцы по-прежнему бежали по клавишам, как воды ручья. И вырастали над водами ивы, смеющиеся серебряной листвой, над ними росли горы, пробивая облака сверкающими вершинами – Он творил мир из звуков, и, когда мой звук оборвется, Он будет все так же вдохновенно молотить по клавишам.
     Нет, мы не слышали друг друга, да и не могли слышать, потому что каждый играл свою музыку. Кто я в Его музыке? Может, случайный, а, может, даже фальшивый звук? «Чижик-пыжик» в органном исполнении.
    
     … Я выбрался из-под рухнувших, изуродованных труб органа, еще что-то бесшумно падало с потолка, и понял, что оглох, но могу двигаться…Выполз из церкви и пошел. Шел, не слыша собственных шагов, пока не вышел из города.
     Посреди ледяной степи никого не было, только ветер нес спутанные клубки окровавленных бинтов. Но Он играл, я слышал, клянусь, слышал, хотя мои уши не ловили даже рева артподготовки , как Он играет на органе.