Неоднозначность простоты

Заметки о трилогии «Закрась все черным»

    Перед вами - сборник из трех повестей, озаглавленный так же, как и последняя из вошедших в него вещей: «Закрась все черным». Сам автор обозначает жанр своих произведений, как «религиозная фантастика», понимая при этом всю условность подобного наименования. В сущности, придумывать «измы» - дело критиков, автор же должен писать. Тем менее имя необходимо и выбранное в данном случае имеет право на существование. Хотя бы потому, что в каждой из трех частей ощущаются ассоциации, параллели, намеки, отсылающие читателя к различным частям Книги. И не только Книги, но и книг, а так же к различным событиям человеческой истории. Отсюда - неслучайность имен персонажей, имеющая свой, не всегда сразу очевидный смысл. Но это всего лишь частности, способные или развлечь дотошного читателя, или остаться незамеченными, не лишив авторский текст ни связности, ни остроты. Потому что главное в этих произведениях, то, что их обьединяет - одно и то же действующее лицо, имя которому - Тьма.
    Три небольшие по объему повести. Три лика Тьмы. Ни в коем случае не ипостаси, потому что ничуть не исчерпывают многообразия проявлений этой силы, такой предсказуемой и обьяснимой, пока о ней говорят просвещенные философы или умудренные Духом схоласты - и такой странной, загадочной, такой погибельно-завораживающей, когда сам сталкиваешься с нею лицом к лицу, и все готовые ответы вдруг оказываются не действенными. Например, может оказаться, что не так уж прав был Иосиф Бродский, сказавший: «Жизнь так устроена, что то, что мы называем Злом, поистине вездесуще, хотя бы потому, что прикрывается личиной добра. Оно никогда не входит в дом с приветственным возгласом: "Здорово, приятель! Я - зло. Как дела?"» Потому что то, с чем вы встретитесь на этих страницах, зачастую заявляет открыто: «Я - Тьма», пренебрежительно оставляя такие ярлыки, как «Добро» и «Зло», на совести непрошеных судей.
    Таково, например, первое из воплощений тьмы - герцогство Найт и его правительница, леди Джейн. В отличие от Полуденного королевства, где чтят истинного Пресветлого Бога, в Найте правит ночное божество. Правит жестко и нелицеприятно: ни беднейшему фермеру, ни сановитому вельможе не позволено безнаказанно задевать Cилы Ночи, нарушивший клятву, данную во Храме, погибнет, не сходя с места, при этом каждый, кто присягнет Ночи, может безоговорочно рассчитывать на её покровительство - опять же, пока не даст ей повода для недовольства. Для большинства понятий, принятых в церкви Пресветлого Бога, не найдется места у Ночи, чьи законы суровы, но выполнимы, а наказание за проступок неотвратимо, но строго определено - здесь не может быть ни веры, ни надежды, ни греха, ни спасения, ни милосердия, ни свободы воли. Зато есть определенное благосостояние и спокойствие, и подлинное равенство, чего так не хватает в соседствующем с Найтом Полуденном королевстве - не хватает настолько, что многие подданные королевы Елизаветы бегут из страны, спасаясь от преследований. И Ночь в лице леди Джейн, герцогини Найтской, которую в соседних странах именуют не иначе как дочь Сатаны, принимает всех - принимает, не требуя отречения от веры отцов, не ущемляя в их правах и даже выдвигая требование - возратить изгнанникам имущество, которым они обладали на бывшей родине - как одно из условий перемирия, после того, как в бесславной битве при Трауме войска Ночи, ведомые в атаку хрупкой женщиной в черных доспехах, наголову разбили Полуденную армию.
    Для того, чтобы добиться заключения мирного договора, в Найт отправляется сэр Питер Крэйг, посол земной наместницы Пресветлого Бога, королевы Елизаветы. Но по иронии сюжета, сама королева, кичащаяся высоким титулом Наместницы, не знает о другой миссии своего посланника, о поручении, данным самим Всевышним. Состоит же оно в том, чтобы чтобы заглянуть в лицо Ночи - и увидеть то, что полностью перевернет его представление о ней.
    Увидеть, что Силы Ночи реальны, хотя и мало похожи на те сказочные чудовища, которыми пугают в проповедях. Что сама герцогиня Найтская, сколь бы близка не была она с Ночью-Покровительницей, не смеет нарушить ранее установленных законов ни ради собственной выгоды, ни ради спасения невиновного. Что Свет, считающий милосердие слабостью, оборачивается большей жестокостью, чем Тьма, достаточно сильная для того, чтобы не нуждаться в напрасных жертвах. Что сеющий ветер, пусть и с благочестивыми намерениями, все равно пожнет бурю. А главное - услышать, как Всевидящий Господь назовет Ночь сестрою и скажет, что не имеет права покушаться на творения подобного себе. И как леди Джейн, сама того не зная, обьяснит, почему: «Быть может, тот, кто не сумел стать человеком Днем, станет им в Ночи?»
    Второе лицо Тьмы, с которым предстоит познакомиться читателю - узкое, вытянутое, с голубыми глазами-льдинками - носит имя Элис Харрингтон. Все жители городка, в котором поселилась эта богатая и красивая женщина, знают: миссис Харрингтов приехала в город недавно и в прошлом году овдовела. И только один парень по имени Эл однажды набирается мужества признаться хотя бы себе самому: Элис была здесь всегда. И это присутствие не сулит никому, кто живет поблизости с Элис, ничего хорошего.
    А как иначе обьяснить то, что и шестнадцать лет назад, когда скучающей миллионерше вдруг пришла в голову прихоть пригласить в гости славного малыша, она была все такой же двадцатипятилетней вдовой? Как обьяснить, что никто из жителей городка не помнит, да и не хочет задумываться, как давно на самом деле погиб в автокатастрофе муж Элис, Хьюго Харрингтон? Как обьяснить другие несчастные случаи, которые приключаются с близкими Эла каждый раз, когда её любимая игрушка осмеливается пойти ей наперекор? А главное - почему самому Элу никогда не грозит опасность самому стать жертвой капризов взбаламошной, мелочно-мстительной Изгнанницы с неба? Особая привязанность Элис к этому своенравному «малышу»? Вряд ли. Пророчество, в котором он играет ключевую роль? Возможно. Но кто знает: может быть, Тьма просто бессильна против тех, кто не боится заглянуть ей в лицо?
    Это предстоит выяснить Элу, когда однажды вечером кому-то из их компании приходит в голову шальная идея, которую все с удовольствием подхватывают: а пошли к Элис. Пошалить немного в саду у миллионерши - что может быть веселее, когда пиво уже выпито, а расходиться еще рано? И что с того, что Эл хорошо понимает: Элис не остановится перед тем, чтобы сделать их всех заложниками ради её соб ственных планов на его, Эла, счет. Правда об Элис столь невероятна, что невозможно рассказать ее просто так. Особенно тем, кто не готов услышать... Остается единственный выход: совершить последний выбор, принять свое предназначение и попытаться исполнить его - или отступить, раз и навсегда признав свое поражение. Уклоняться и раздумывать более невозможно.
    Одно можно сказать с уверенностью: работай Элис под началом Первейшего - карьеры ей не сделать. И совсем не потому, что там, где работает Танита - последнее, но далеко не наименее значительное по рангу проявление темных сил - испытывают какую-то любовь к людям или считают зазорным использовать их для достижения своих целей на земле. Вовсе нет, ведь объективно говоря, люди сами приходят к ним. Приходят со своими большими и мелкими желаниями, исполнения которых не могут или побаиваются достичь самостоятельно; просят власти, денег, успеха, почета, да чего угодно! А за желания, как известно, надо платить - и платят (если есть чем заплатить), оказывая ответные услуги Тьме; ах, да, еще есть душа, но это так, вступительный взнос, без которого не состоится никакая сделка. Этой частью соглашения ведает Администрация Душ (сокращенно АД), сама Танита толком не знает, что с ними случается после того, как стороны поставят подписи на вечном свитке.
    Да и кого интересует, есть ли вообще душа у этих комочков грязи, которые Извечный Враг почему-то считает венцом Своего творения?! Вон, полюбуйтесь на них: дуют местное пойло (надо сказать, препаршивое) в провонявшим дешевым куревом кабаке и время от времени развлекаются, поколачивая случайно забредших чужаков. И эти еще из лучших: не мудрствуя лукаво, сами берут то немногое, что им нужно от жизни, и не мешают уставшему от трудов неправедных демону наслаждаться стаканом такой же хмельной гадости и вполне заслуженным отдыхом среди окружающего ее разложения. Не то что вон то ряженое чучело, нарисовавшееся в дверях с явным намерением испортить Таните вечер своими просьбами.
    Клиент, разыскавший Светоносную в таком не совсем отвечающем её рангу заведении - из тех, кого Танита (да и не она одна) особенно презирает: из самозванных слуг Тьмы. Не то чтобы в них особо нуждались, особенно теперь, когда вера Создателя, которого адепты Тьмы величают Вечным Врагом, в основном угасла, превратившись в пустое исполнение обрядов в храмах Официальной Церкви. Но почему бы не позволить этим глупым человечкам иногда делать грязную работу, которой побрезгует уважающий себя демон? Иногда и от этих ничтожеств бывает толк.
    Как в этот раз, например. Потому что этот клиент готов очень хорошо заплатить за свое желание: ни много ни мало отдать ей Кроткую - дочь Извечного Врага, пришедшую довершить дело того, кто учил и свидетельствовали прежде. Но и взамен он просит невообразимо много - закрасить этот мир черным. Иными словами, уничтожить мир человеков, так как это описано в одном из древнейших текстов Тьмы, «Красоте Ночи». А хуже всего, что эта идея нашла поддержку у весьма высокого по рангу демона - значительно выше Таниты. Но не выше Первейшего, хвала Тьме. Только на его негласное покровительство да на свою изворотливость приходится в дальнейшем рассчитывать Светоносной, которая понимает, что уничтожить творение Врага - не значит победить. То ли дело - обыграть его на его собственном поле, не дать исполниться пророчеству и мало-помалу сделать так, чтобы и новая Церковь, основанная последователями Кроткой, стала Официальной, а значит - мертвой. Но для этого ей придется помешать планам Ясноликой Лилит, освободить дочь Врага и - как ни парадоксально это звучит применительно к демону - спасти мир от гибели.
    Три разных истории. Три соблазна. Три лика Тьмы. Таких непохожих друг на друга - и так похожих на нас. На устах - ложь, приправленная доброй порцией правды; самая опасная ложь. Поневоле хочется смотреть и слушать, чтобы получше их понять. Осторожно: иногда понять значит полюбить. Или - стать убежденным врагом. В любом случае, выбор за читателем. Главное, чтобы этот выбор был сделан осознанно. Но для этого нужно узнать, что Свет и Тьма - две стороны одного целого. И научиться отделять одно от другого...